Перейти к основному содержанию

Юрий Афонин: Сильное машиностроение – это наш технологический суверенитет

Возрождение отечественного машиностроения – это важнейшее условие успешного развития нашей страны в XXI веке

06.10.24
Юрий Афонин - Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, Депутат Государственной Думы, первый заместитель Председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции | фото: ТАСС

Печальные итоги развития машиностроения в России при капитализме говорят о невозможности его полноценного возрождения без коренного изменения социально-экономического курса. Без этого поворота, без возвращения в руки государства олигархической собственности мы просто не найдем средств на новую высокотехнологичную индустриализацию XXI века. Положение дел в машиностроении еще раз доказывает: нет альтернативы программе КПРФ и возвращению на социалистический путь развития.

Давайте посмотрим на натуральные показатели российского машиностроения в сравнении с советскими показателями (советские показатели – в границах только РСФСР, а не всего СССР).

Например, производство металлорежущих станков в 2023 году в 6,5 раз меньше, чем в 1990 году. А ведь собственные станки – важнейшая основа технологического суверенитета страны. Это база для всего остального машиностроения, в том числе для оборонно-промышленного комплекса.

Следующий пример – производство легковых автомобилей. Оно в 2023 году оказалось в 2 раза меньше показателей конца советской эпохи. Причина известна: при капитализме в страну были допущены западные автоконцерны, которые наладили "отверточную" сборку своих моделей. Большая часть комплектующих завозилась из-за рубежа. Конечно, после введения западных санкций производство легковых автомобилей резко обрушилось.

Еще больше – в 4 раза – мы отстаем от советского времени в производстве грузовиков. А производство тракторов в сравнении с концом советской эпохи упало в 20 раз!

Тяжелый упадок пережила при капитализме авиационная отрасль. В 2023 году выпуск пассажирских авиалайнеров в России оказался в 18 раз меньше, чем в РСФСР в 1990 году. В результате резкого сокращения производства самолетов при капитализме у нас сложилась сегодня очень тревожная ситуация с нашим авиапарком. На начало 2024 года 16 российских авиаперевозчиков имели 730 лайнеров. Из них 600 – западного производства (то есть более 80%) и только 130 отечественных. Причем отечественные лайнеры – только ближнемагистральные: это "Сухие Суперджеты" и совсем старые Ан-24, некоторым из которых уже более 50 лет. А средне- и дальнемагистральные лайнеры – все западные. В совокупной пассажировместимости доля западных самолетов – более 90%.

"Сухой Суперджет" в том виде, как он производился до введения санкций, на 70% состоял из западных комплектующих. Понятно, что в результате санкций его производство катастрофически обрушилось.

Или возьмем ситуацию в ракетно-космическом машиностроении. Число космических запусков в 2023 году оказалось в 4,2 раза меньше, чем в 1990 году (19 запусков против 79). Для чистоты сравнения давайте исключим из числа советских запусков 1990 года ракеты-носители, произведенные в Украинской ССР (в Днепропетровске), и возьмем только ракеты-носители, произведенные на территории РСФСР (в Москве, Куйбышеве и Омске). И в этом случае разница все равно останется очень большой – в 3,4 раза в пользу советской эпохи.

Итак, мы взяли данные о производстве главных видов продукции в самых разных отраслях машиностроения – станкостроении, автомобилестроении, тракторостроении, авиастроении, ракетостроении, и везде имеет место многократное превосходство РСФСР над нынешней Российской Федерацией.

Между тем возрождение отечественного машиностроения – это важнейшее условие успешного развития нашей страны в XXI веке. Сильное машиностроение – это наш технологический суверенитет. 

Нужно хорошо понимать следующее: автомобили, тракторы, самолеты, ракеты, то есть конечная продукция машиностроения – это вершина технологической пирамиды. На каждое рабочее место на предприятии, которое их производит, приходится 9-10 рабочих мест на предприятиях-смежниках. Таким образом, восстановив уровень производства продукции машиностроения хотя бы до советских показателей более чем 30-летней давности, мы создадим многие миллионы высокотехнологичных рабочих мест, мы модернизируем всю страну.