Банки теперь обязаны на два дня заблокировать подозрительный перевод, даже если человек его подтверждает
25 июля, вступает в силу закон (369-ФЗ), в котором предусмотрен механизм возмещения гражданам средств, похищенных мошенниками, если банки не сумели соблюсти определенные процедуры, чтобы противодействовать им. Об этом сегодня пишут "Известия".
Норматив направлен на защиту людей, которые под воздействием социальной инженерии называют аферистам коды и пароли, что с точки зрения текущего законодательства выглядит как операция, совершенная самим клиентом банка. Как слабая сторона, люди должны иметь дополнительную поддержку, чтобы не потерять свои средства, решили законодатели, принимая закон.
С этого дня кредитные организации обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе содержится в базе данных ЦБ, которую регулятор ведет не первый год. Причем "период охлаждения" для клиента кредитная организация должна установить, даже если он настаивает на переводе.
При этом банк обязан сообщить человеку, что операция не прошла, указать срок и причину приостановки. Если через два дня клиент всё же решит осуществить перевод на подозрительный счет, то банк обязан это сделать и не будет нести ответственность за последствия. Другое дело, если кредитная организация пропустит трансакцию, тем более не предупредив клиента. Тогда банку придется вернуть ему деньги в течение 30 календарных дней.
Проблема с возвратом средств жертвам мошенников действительно серьезная. Как показывает статистика ЦБ, кредитные организации в сотни раз лучше работают на поле предотвращения, чем в плане возмещения. Так, по данным регулятора за I квартал этого года, объем приостановленных операций без согласия клиента вырос по сравнению с прошлым годом и по количеству, и по сумме. При этом по возмещению процент крайне низкий. Если в I квартале прошлого года он составлял 8,7%, то в этом — 7,7%.