Перейти к основному содержанию

Елена Пакканен: Наша основная задача – дать ребенку возможность дальнейшей самореализации в жизни

Накануне празднования Международного женского дня 8 марта, интервью нашему изданию дала поистине удивительная женщина - директор Бежецкой школы-интерната № 1, Елена Сергеевна Пакканен

Учащиеся школы | фото: ГКОУ "Бежецкая школа-интернат № 1"

Елена Сергеевна, школа, которой вы руководите уже многие годы, заслуживает высокой оценки. У вас внедрены передовые методы обучения и адаптации обучающихся. Расскажите, как сегодня проходит сотрудничество в рамках федерального проекта "Доброшкола", направленного на совершенствование методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья? Каких результатов удалось достичь? 

- Основной целью образования в нашей коррекционной школе является помощь в социальной адаптации ребенка и его последующая интеграция в самостоятельную взрослую жизнь. Учебно-воспитательный процесс у нас осуществляется с учетом психических и физиологических особенностей детей, имеющих различные виды заболеваний. При обучении и воспитании детей мы применяем индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Используется специальное оборудование и материалы, особенные педагогические технологии, методы и средства наглядности и дидактики. В школе организован особый режим обучения, классы наполняются не более чем 12 человек.

В нашей школе основной упор делаем на воспитание и социализацию детей с интеллектуальными нарушениями. Помимо этого, у детей формируем трудовые, физические и нравственные навыки, развиваем в них практический опыт трудовой деятельности. Поэтому наша школа оснащена мастерскими: столярной, швейной и штукатурно-малярной, где дети получают не только необходимые умения и навыки, но и совершенствуют их, овладевая выбранной специальностью. Основное внимание мы уделяем профессионально-трудовой подготовке обучающихся. Целью трудового обучения для данной категории детей является воспитание любви к труду и подготовка к возможной дальнейшей трудовой деятельности. 

Наша задача - развить в ребенке интерес к выбранной профессии, сформировать у него навыки работы с различными инструментами и оборудованием.

В 2019 году ГКОУ "Бежецкая школа-интернат № 1" участвовала в мероприятиях в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", которые предусматривают создание или обновление материально-технической базы в организациях, работающих по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшего использования этой базы для решения образовательных и воспитательных задач коллектива. По программе Современная школа в ГКОУ Бежецкая школа-интернат № 1 было приобретено новое оборудование и всевозможный инструмент для обучения и выполнения штукатурно-малярных работ. Наличие нового оборудования радикально поменяло суть преподавания штукатурно-малярного дела, обучающиеся больше занимаются практически, что является актуальным для детей с ОВЗ.

Ребята учатся изготавливать тротуарную плитку | фото: ГКОУ "Бежецкая школа-интернат № 1"

А самое главное, что дети вместе с учителем штукатурно-малярного дела сами ремонтируют и создают в школе уют (изготавливают тротуарную плитку и осуществляют её укладку, осуществляют ремонт и окраску стен, участвуют в других ремонтных работах) и приобретают устойчивые навыки выполнения работы штукатура-маляра, кем в дальнейшем многие из них становятся. 

Наши обучающиеся ежегодно участвуют в региональных и всероссийских олимпиадах по швейному, столярному и штукатурно-малярному делу, занимая призовые места.

Так, в 2021 году мы участвовали в V региональном чемпионате по профессиональному мастерству штукатурно-малярного дела для людей с ОВЗ "Абилимпикс-2021", где заняли 2 место. В октябре 2024 года мальчики школы Гурлев Игорь и Куприянов Саша участвовали в инклюзивном конкурсе по строительным специальностям Построй мечту, который проходил в Екатеринбурге в рамках IV Международного строительного чемпионата. В ноябре 2024 года ребята приняли участие во Всероссийском конкурсе лучших практик профессиональной самореализации выпускников коррекционных школ среди отдельных общеобразовательных организаций-участников реализации мероприятий федерального проекта Современная школа национального проекта Образование. Ежегодно обучающиеся принимают участие в муниципальном конкурсе творчества Город мастеров, где также занимают призовые места.

Участие в конкурсах даёт возможность детям почувствовать себя успешными, что способствует формированию мотивации, побуждает к дальнейшему развитию и самореализации.

За последнее время были доукомплектованы кабинеты начальных классов, особенно тех, в которых обучаются дети с синдромом Дауна, а также имеющие тяжелые множественные нарушения речи. В этих классах собрано все необходимое оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, здесь также имеются развивающие игры для развития тактильных ощущений, дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В одном из классов школы | фото: ГКОУ "Бежецкая школа-интернат № 1"

Для детей с ТМНР были приобретены коммуникаторы. При помощи электронных технических устройств детям открывается возможность общения с другими людьми. Ребёнок может сообщить о своих потребностях, желаниях, задать вопросы окружающим. Данная система является эффективным помощником для «неговорящего» ребёнка. Кабинеты психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ (сенсорная комната, кабинет педагога-психолога) оснащены наборами психолога Пертра и световым столом для рисования с песком, а также другим оборудованием, полученным в результате участия в федеральном проекте "Современная школа".

В одном из классов школы | фото: ГКОУ "Бежецкая школа-интернат № 1"

Все классы полностью оснащены современным оборудованием для эффективной коррекционной работы. Благодаря участию в мероприятиях в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в ГКОУ "Бежецкая школа-интернат № 1" созданы самые современные качественные условия образовательного процесса, развивающая, безопасная и доступная образовательная среда.

Большую помощь школе оказывают спонсоры и волонтеры. Расскажите о самых значимых проектах, которые удалось реализовать благодаря их помощи? В чем сегодня, возможно, нуждается школа, какие планы и задачи стоят на 2025 год?

- Школа финансируется из областного бюджета, поэтому решение самых главных и насущных проблем происходит на данном уровне. В прошлом году выполнен большой объем ремонтных работ за счет региональных бюджетных средств. Однако у нас налажены прочные давние связи со многими спонсорами, волонтёрами, организациями и физическими лицами, которые помогают школе как в укреплении материальной базы, так и в учебно-воспитательном процессе. Благодаря этой работе сделан большой ремонт в спальном корпусе, практически он полностью перестроен. Ребята проживают в квартирах, в которых имеются гардеробные, туалеты и душевые, игровые и спальные комнаты. Имеются тренажерные залы, кабинеты ЛФК и массажный, стоматологический и многое другое. Сейчас произведена замена покрытия на универсальной спортивной площадке, сделаны новые входные ворота, выполнен ремонт коридоров первого этажа учебного корпуса.

Однако радует то, что сейчас многие спонсоры и волонтёры стали больше уделять внимания непосредственно работе с детьми, и эта работа приобретает размах.

Так благотворительный фонд "Детский дом" ежегодно организует для старшеклассников лагеря "Навыки жизни" с интереснейшими и насыщенными, нужными для социализации мероприятиями, квестами, практикумами и т.п. Многие спонсоры организуют интереснейшие поездки и экскурсии для ребят с целью познания нашей Родины, нашего Тверского края, их истории и воспитания чувства гордости и любви к ним. Многие проводят совместные соревнования, акции, мастер-классы и другие благотворительные мероприятия. В прошлом году ребята сплавлялись вместе с волонтёрами на байдарках по реке Медведица. Благодаря спонсорам у нас появился стоматологический кабинет с полным оборудованием, две полностью оснащённые игровые комнаты и тренажерный зал, зона барбекю, где проходят многие мероприятия для детей.

Ученики в тренажерном зале | фото: ГКОУ "Бежецкая школа-интернат № 1"

Наши давние добрые друзья команда ООО "Газпром инвест" ежемесячно приезжает в школу с необыкновенно-продуманными полезными для воспитанников представлениями, играми, состязаниями, мастер-классами, которые не оставляют равнодушными ни одного ребёнка. 

Что касается планов и задач на дальнейшее, большие планы по укреплению материальной базы для создания современных качественных условий образовательного процесса, по качественному росту педагогического состава. Сейчас мы начали работу по созданию школьного музея "История школы", в этот процесс вовлечен весь коллектив.

За время вашей работы школу окончили более тысячи детей. Как складываются судьбы ваших выпускников?

- Наша основная задача – дать ребенку возможность дальнейшей самореализации в жизни. Как вы понимаете, у нас особенные дети, и особенный подход к их обучению, и получить результат можно только окружив их любовью и заботой.

Ежедневный труд педагогов не остается напрасным, если выпускники школы, уходя от нас во взрослую жизнь, смогли социально адаптироваться.

Самое большое счастье для нас – видеть, что наши бывшие ученики смогли найти работу, создать семью и нашли свое призвание. Часто выпускники со своими семьями приезжают в школу, проводят встречи с обучающимися, а некоторые даже приезжают в составе волонтёрских групп, показывая пример нашим ребятам, как можно сделать мир лучше.