Перед зрителями выставки предстаёт галерея образов чудовищ, как живого воплощения тех или иных страхов, окружавших древних греков
Впервые темой выставки становятся не прекрасные боги и герои античных легенд, а вселяющие страх и ужас мифологические существа, монстры и чудовища, образы которых нашли яркое воплощение в искусстве разных эпох от Античности до Нового времени, сообщает пресс-служба музея.
Более 250 экспонатов знакомят с фантастическим миром ужасающих чудовищ античной мифологии: от змееподобной Лернейской гидры до обращающих взглядом в камень Горгон, со змеями вместо волос; от крылатых полудев-полульвиц до демонических сирен, полуптиц-полуженщин; от жутких монстров, порождённых Ехидной и Тифоном, до богини ночных видений и чародейства Гекаты.
Их иконографию отражают предметы античного собрания Эрмитажа (вазы, скульптуры, терракоты, резные камни, ювелирные изделия, монеты); памятники ассирийского и египетского искусства (цилиндрические печати, рельефы и статуэтки). Среди экспонатов выставки уникальный венецианский щит XVI века с гидрой; выдающийся образец античной торевтики – серебряная бляха с лицом Медузы Горгоны из Артюховского кургана; редчайший фрагмент этрусской бронзовой скульптуры, изображающей Химеру. Выдающееся произведение ранней краснофигурной живописи – аттическая амфора с Гераклом, стреляющим из лука в змея Лафона, охраняющего яблоки Гесперид (ранее считался гидрой). Обращает внимание и греческая чаша для вина – килик – с бегущим минотавром (редко, когда минотавр выступает один, обычно только в сцене битвы с Тезеем). Шедевр античного ювелирного искусства – золотой браслет со сфинксами из кургана Куль-Оба, созданный для жены скифского царя.
С гибелью античного мира образы древних монстров не исчезли, канув в Лету, а прочно вошли в репертуар европейского искусства Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени. Их можно встретить на картинах, рисунках, гравюрах, в виде скульптур и рельефов, на предметах прикладного искусства.